Яна Саленко

24 июня 2016 года на сцене столичного театра оперы и балета выступит звезда мирового балета Яна Саленко в спектакле «Лебединое озеро». Deutsche Welle: Яна, как вы пришли в мир балета? Или это был акт гуманитарной помощи Берлинской опере, солисткой которой является Яна Саленко? Впрочем, в интервью Deutsche Welle Яне пришлось говорить, и не языком танца…


Родилась в Киеве (Украина). В 2000-2002 – артистка балета Донецкого национального академического театра оперы и балета им. А.Б. Соловьяненко. Был коллектив в Киеве… А вы в детстве ходили в оперу, на балет, на концерты в филармонию? Мне повезло с педагогом: когда мне было 14 лет, она мне посоветовала поехать в хорошую, профессиональную школу. И я попала к Писареву в Донецк.

А в Донецк я поехала с братом, он тоже стал заниматься балетом, чтобы мы там были как семья… А он родом из Берлина, и уже тогда танцевал в труппе Малахова. Нет, мама в Киеве. У меня четверо братьев, и у них тоже дети… Помнится, вам пришлось отказаться от премьеры «Сильфиды», и берлинская пресса, ожидавшая увидеть вас на сцене в паре с вашим супругом, очень сокрушалась, что «беременным эльфам нельзя танцевать»…

И вот в пять месяцев я остановилась. В Берлине вы танцуете аболютно классический балет в абсолютно классических постановках, которые кто-то называет даже и «антикварными». Первый вопро: зачем? Я понимаю, когда приезжает выдающаяся балерина, которая у нас еще не танцевала (как, скажем, год назад в Мариинском танцевала Мария Кочеткова).

Корреспондент: Украинка стала прима-балериной Берлинской оперы

Но я не понимаю великого смысла приглашения госпожи Саленко станцевать «Дон Кихот» в Мариинском театре. Но где-то решили, что надо показать танцовщицу в полнометражном балете. Прыжок у госпожи Саленко так себе, Повелительница дриад ее «перепрыгнула». И вообще, сегодня я заметила, что господин Пономарев в роли Дон Кихота стал внешне похож на Бориса Яковлевича Эйфмана. Теперь фамилию бывшей балерины Национальной оперы Украины называют в числе лучших в мире, сообщает Корреспондент.

Когда мне кто-то из сотрудников говорит: «О, я не могу — каждый день одно и то же!» — я этого не понимаю, — признается в любви к балету Саленко в разговоре с Корреспондентом по телефону. По словам Саленко, ее рабочие будни похожи один на другой: многочасовые тренировки у станка, репетиции, вечерние спектакли и гастроли — в Европе, Японии, Америке.

Это уже второй визит Яны в Киев в этом году. Первое выступление имело настолько ошеломительный успех, что зрительный зал театра Национальной оперы Украины не смог вместить всех желающих. В Берлине и Лондоне есть зрители, которые постоянно ходят на мои спектакли, поэтому поддержу от завсегдатаев я чувствую всегда.

Они не сдерживают свои эмоции в себе, постоянно выражают их бурными аплодисментами и возгласами «Браво». Вы танцуете заглавные партии и в Берлинской опере, и в балете Лондона. С «Лебединым озером» выступали и в Амстердамской опере, теперь вас увидели и в Киеве. Чем-то отличается публика в каждом из этих городов? Моя мама — повар, и когда я дома в Киеве, она постоянно спрашивает: «Какой тебе тортик?». Иногда мы его пугаем: учись хорошо, если не будешь учиться, мы тебя в балет отдадим!

В 2000 году окончила Школу хореографического мастерства Вадима Писарева в Донецке. В 2002-2005 – солистка Национальной Оперы Украины имени Т.Г. Шевченко. Берлинская пресса носит ее на руках в переносном смысле, а муж Мариан Вальтер (Marian Walter), тоже танцовщик, — в прямом. Город украшен плакатами с ее портретом в костюме Одилии… Я, честно говоря, думала, что это бальные танцы. Но педагог на меня посмотрел и сказал: «Ты знаешь, это балет. Если хочешь, можешь попробовать».

До этого, правда, мне поступило приглашение в Вагановское училище, в Петербург, но моя мама меня не пустила. Почти никто здесь не знает. Хотя Писарев делает все, что может: и фестивали международные проводит, и сам гастролирует. Я стараюсь каждый год ездить туда и выступать.

Бывшая киевлянка Яна Саленко стала прима-балериной Берлинской оперы — теперь ее называют лучшей в Германии и одной из лучших в мире, пишет в новом номере украинский еженедельный журнал Корреспондент.

Я встретилась с моим мужем на балетном конкурсе, в Вене. И влюбилась, в первый раз и с первого взгляда. Андрей Малахов тут же ангажировал вас. И его можно понять. Но как вы себя чувствовали в Берлине? Я уже пять лет здесь. В театре мы, балетные, между собой разговариваем по-русски или по-английски, с мужем я тоже по-английски говорю, поэтому с немецким до сих пор возникают проблемы.

Он старается делать классический балет, а для этого нужны танцовщики с классической школой. Марлей.- И как вы теперь справляетесь, ведь репетиция начинается в десять, идет порой до шести, а вечерами еще спектакли, и у мужа тоже. Бабушка помогает? Отвожу к нянечке, Tagesmutter, как их здесь называют, «дневная мама». Забираю только в семь вечера. Я танцевала, пока могла. Но мой врач сказал, что где-то на пятом месяце надо бы остановиться, потому что живот слишком напрягается во время танца. И прыгать нельзя.

Но где-то месяцев в восемь взмолилась: «Не могу сидеть! И я занималась, тихо так, у станочка. Выходим на прогулки, у нас две собачки – мопсы.Любим в парке посидеть, пикник сделать. Мы живем около Тиргартена, это большой парк в центре Берлина. Вы выглядите так воздушно, будто никогда ничего не готовите и не едите…

С 2005 года в труппе Берлинской государственной оперы, с 2007 года – прима-балерина. Госпожа Саленко очень миниатюрна, в движениях ее чувствуется некая сухость и нет идеальной пластичности.