Вторая Чеченская

В результате крушения Ми-26, пожара и подрывов на минах погибло 127 военнослужащих. 19 августа 2002 года на военную базу в городе Моздок прибыл военно-транспортный вертолет Ми-26, принадлежащий армейской авиации Сухопутных войск России. Как показали результаты проведенного расследования, в вертолет Ми-26 выстрелили из ПЗРК «Игла». Таким образом, число жертв крушения Ми-26 в Чечне достигло 127 человек. В тот страшный день на месте погибли 117 человек.


На борту находились военнослужащие, возвращавшиеся к месту службы после отпуска, а также контрактники и солдаты срочной службы, летевшие в Чечню на замену сослуживцам. По причине нелётной погоды в предыдущие дни в Моздоке скопилось достаточно большое количество военнослужащих, ожидающих вылета в Чечню. По этой причине вертолёт был сильно перегружен.

В это время командир экипажа майор Олег Батанов передал на землю, что услышал хлопок в районе правого двигателя и получил предупреждение бортовых систем о возникновении пожара. По этой причине тушение горящего вертолёта было невозможно, а эвакуация раненых — затруднена. После того как сапёры проделали в минном поле несколько проходов, тушить было уже нечего. 20 августа Президент России Владимир Путин объявил 22 августаднём траура в России.

Задача была поразить любой вертолёт, маршрут которого из Моздока пролегал через 6-й микрорайон. В направлении вертолёта был осуществлён пуск ракеты из ПЗРК «Игла». 29 апреля2004 года Ростовский областной суд признал Доку Джантемирова виновным в терроризме и убийстве и приговорил к пожизненному заключению с отбыванием наказания в колонии особого режима.

В июле 2005 года осуждённые Салаватов, Мациев и Джантемиров получили пожизненное заключение, а Хабибулаев — 13 лет колонии. Как было установлено, Мациев в феврале 2000 года решил создать собственную группу, куда вошли Салаватов и Хабибулаев. В конце 2001 года им удалось купить в Грузии и тайно перевезти в Чечню восемь ПЗРК «Игла». В технических документах на вертолёт Ми-26 записано, что он может при условии полной заправки перевозить 82 человека, или же груз весом 20 тонн.

Это произошло как из-за нелётной погоды, (и, как следствие, большого количества военнослужащих, ожидающих в Моздоке отправки в Чечню), так и из-за хронической нехватки военно-транспортных вертолётов. Кроме того, фатальное стечение обстоятельств сделало эту трагедию самой крупной в мире катастрофой вертолета. Обе войны в Чечне навсегда останутся черным пятном в истории современной России.

Примерно в 16:10 по московскому времени вертолет вылетел из Моздока, а в 16:54 он уже находился в нескольких километрах от аэродрома Ханкалы. По трагическому стечению обстоятельств сажать вертолет пришлось как раз на минное поле, защищавшее базу в Ханкале от постоянных атак со стороны чеченских боевиков. Пока саперы проделали несколько проходов на минном поле, вертолет Ми-26 выгорел полностью.

Всего в подрыве вертолета участвовали 5 чеченских боевиков, которых лично спонсировал Шамиль Басаев, в 2001 году выделивший средства на покупку восьми зенитно-ракетных комплексов «Игла». В Чечню, по версии следствия, оружие было доставлено через Грузию. В тот день они находились в двухэтажном здании 6-го микрорайона Грозного, что в нескольких километрах от базы «Ханкала».

Расследование авиакатастрофы

В 2008 году Верховный суд Чечни приговорил к пожизненному заключению Висхана Хабибулаева, который в 2005 году получил лишь 13 лет лишения свободы. Но судить нужно не только боевиков, но и российское военное командование, допустившее перегрузку вертолета, на борту которого могли находиться не более 82 пассажиров.

Кто виноват во вчерашней трагедии под Ханкалой — чеченские террористы или состояние российской боевой техники?

Разбираясь в причинах этой трагедии, невольно начинаешь поражаться откровенной халатности военных командиров. Ведь кто-то же посадил на вертолет в общей сложности 147 человек, вдвое превысив допустимую норму, кто-то же продал боевикам ту самую ПЗРК «Игла», из которой и был совершен выстрел по вертолету. 200е» и лишь через несколько дней прояснилось, в том числе и в части, судьба молодого контрактника, табличку которого уже с почестями собирались водрузить на обелиск памяти погибших в части…

7 февраля в Ханкале вертолет Ми-8 ВВСРоссии при взлете потерял управление, упал на землю и загорелся

В 16:54 вертолет уже подлетал к месту назначения и начал предпосадочное маневрирование в нескольких километрах от аэродрома Ханкалы. Командир экипажа доложил на землю о возгорании в районе правого двигателя. Достигнув земли, вертолет ударился хвостом о грунт и развалился. Расположенная в горячей точке военная база была окружена минным полем, защищающим ее от вылазок боевиков.

Следствие установило, что основной причиной авиакатастрофы было поражение вертолета ракетой ПЗРК «Игла». Было выяснено, что в атаке участвовало 5 боевиков. В день катастрофы они прибыли в ближайший к базе Ханкала район Грозного.

Винтокрылый трудяга Ми-26 с первых месяцев своего появления в войсках словно был создан для того, чтобы каждый казарменный или штабной остряк упражнялся на нем в изобретении кличек. Размеры у машины действительно внушительные, корреспонденты «КП», пару лет назад возившие читательскую «гуманитарку» в Чечню, сами убедились, что это за махина. В сущности, летающий грузовой вагон, куда запросто можно набить роту служивого народу.

Для них война в Чечне закончилась, так и не успев начаться. Командиру экипажа Ми-26 майору Олегу Батанову надо было доставить из Моздока в чеченскую Ханкалу роту сухопутных бойцов и отгулявших отпускников. 117 человек погибло на месте и ещё 10 скончались впоследствии в госпиталях.