В довольно значительном количестве в Чехии добывалось и золото

В довольно значительном количестве в Чехии добывалось и золото. Высокого развития в Чехии достигли архитектура и изобразительные искусства. В 1373 г. Карл присоединил к землям чешской короны и Бранденбург. Полный переворот предусматривался таборитами и в делах церкви. Реформационное движение в Чехии вызвало тревогу среди духовенства и светских феодалов других государств Европы.


В XIV в. Чехия переживала значительный хозяйственный подъем, определившийся еще в предшествующем столетии. Увеличилась добыча железа и меди. Улучшились способы плавки железа, происходившей в печах, куда воздух подавался мехами, приводимыми в движение при помощи водяной энергии. Появились механические молоты, применение которых было крупным достижением в области средневековой металлургии. Большое значение получили в XIV в. новые разработки залежей серебряной руды в районе Кутна-Горы.

Пражское архиепископство, например, владело во второй половине XIV в. более чем 900 селами, местечками, крепостями и городами

Экономическое развитие чешских земель в XIV в. особенно ярко проявилось в росте Праги и других городов. В Праге рядом со старым городом выросли Новый Город и Малая Страна. Это выражалось во все более частом применении удобрений, в травосеянии и в усовершенствовании орудий труда. Повсеместно росло число мельниц, как водяных, так и ветряных.

Социальные противоречия в чешских городах были сложными

Феодальная эксплуатация крестьянства в XIV в. была чрезвычайно тяжелой. Преобладающим видом феодальной ренты в это время являлась рента денежная, но в центре и на севере страны все больше усиливалась роль барщины.

Одновременно феодалы на севере и в центре страны стремились увеличить господскую запашку за счет присоединения крестьянских наделов. Сопротивление чешских крестьян нараставшему феодальному гнету выражалось в усиленном бегстве крестьян из феодальных поместий, в отказе выполнять вводимые вновь повинности и платить повышенные поборы.

Несмотря на то, что Карл был одновременно и чешским королем, и императором, ему все же не удалось сломить до конца сопротивление чешских панов политике государственной централизации. Сейм отказался утвердить уложение Карла в целом, и только некоторые выгодные для панов статьи были приняты в качестве отдельных законов.

Но в целом своей церковной политикой Карл I немало содействовал укреплению в Чехии позиций католического духовенства, являвшегося оплотом иноземного засилья. Усматривая в католическом духовенстве важнейшую опору феодального строя, Карл содействовал росту его влияния и увеличению его земельных владений, жестоко подавляя народные еретические движения. В Праге было в то время около 300 преподавателей — магистров и бакалавров и более 2 тыс учащихся.

Поэтому в университете возникли острые внутренние противоречия. После смерти Карла I Чехия вместе с Силезией и Верхними Лужицами досталась его сыну Вацлаву IV (1378 — 1419), являвшемуся до 1400 г. одновременно и германским императором. Другой сын Карла I, Сигизмунд, получивший Бранденбург, в 1386 г. стал венгерским королем, а в 1411 г. был избран германским императором. Именно этим наследникам Карла I и пришлось столкнуться с революционным движением чешского народа — Великой крестьянской войной.

Приблизительно в то же время выступил Ян Милич, обличавший пороки прелатов и клеймивший духовенство за его богатства и роскошь. По его мнению, в мире должно было быть установлено всеобщее равенство. Острая борьба, развернувшаяся в Пражском университете между чешскими и немецкими магистрами, оказалась сразу же связанной с первыми выступлениями чешских реформаторов. Наряду с их идеями в Пражском университете стало распространяться близкое к ним учение английского реформатора Джона Виклефа.

В 1403 г. Ян Гус стал ректором Пражского университета. К этому времени он имел также сан священника и был проповедником Вифлеемской часовни. Став ректором университета, Гус старался обеспечить в нем руководящую роль чешских ученых.

Католическое духовенство, возглавляемое пражским архиепископом, выступило против Гуса, обвинив его в подрыве церковного авторитета и власти, в распространении еретических учений. Гус и его сторонники были отлучены от церкви.

После провала четырех «крестовых походов» силы таборитов и их влияние в самой Чехии и в Европе значительно возросли

Ряды его сторонников росли, все более пополняясь горожанами и крепостными крестьянами Чехии. Наконец, архиепископ наложил на Прагу интердикт. Однако эта мера вызвала лишь новую волну возмущения во всей Чехии и еще больший подъем реформационного движения.

Уверенный в своей правоте, Гус принял приглашение и отправился в Констанц

Сформулированное в ряде трактатов учение Гуса шло в отрицании католических догм гораздо дальше реформационных учений его предшественников. По характеру требований проповедь Гуса была бюргерской, но по мере обострения классовой борьбы в стране Гус критиковал католическую церковь все более остро и непримиримо. В самом общем виде его учение заключало в себе и требования плебеев, и требования крестьян. Католическое духовенство и государи опасались, что удар, нанесенный в Чехии, потрясет основы церкви и подорвет ее авторитет также и в других странах.

Революционное чешское войско вступило также в Венгрию

По дороге Гуса приветствовало население не только чешских, но и многиx немецких сел и городов. По прибытии Гуса на собор ему были предъявлены обвинения в ереси, а вслед за этим его предательски схватили и бросили в тюрьму, заковав в кандалы. 6 июля 1415 г. собор постановил сжечь все сочинения Гуса, а его самого, как нераскаявшегося и непримиримого еретика, передать в руки светской власти для «наказания». В тот же день Гус мужественно принял смерть на костре.

452 чешских и моравских дворянина обратились к Констанцскому собору с обвинительным письмом, в котором заявляли, что сожжение Гуса они рассматривают как оскорбление всего чешского народа. Несравненно больший размах приняло движение протеста народных низов — крестьянских масс, бедных ремесленников и городского плебса.

Одновременно с Гусом в Праге имелись и проповедники, непосредственно выражавшие интересы плебса. В многовековой борьбе чешского народа за самостоятельное развитие росла и развивалась его культура. Собор в Констанце.