Проект «Кортеж»: на чем поедет президент

В случае успешной реализации проекта Кортеж, каждый из данных автомобилей будет заменен автомобилем отечественного производства. При этом в состав кортежа Российского президента на сегодняшний день входят исключительно зарубежные автомобили.


Это предложение уже было сформулировано и вынесено на рассмотрение правительства, когда в работу включились ГК «Ростехнологии» и НАМИ, куда я был назначен директором. То есть речь шла о создании с нуля собственного проекта — в партнерстве с мировыми фирмами, конечно, но именно новой, российской машины. Мы предложили создать одну платформу для всех автомобилей кортежа. Итак, модульная платформа будет использоваться не только для особых автомобилей, но и для рыночных моделей.

К концу проекта будем располагать не просто агрегатами, а технологиями, производством и сможем широко использовать созданную платформу. То есть а-ля ЗИС и а-ля немецкая «большая тройка». При переходе к макетированию был сделан окончательный выбор: автомобиль с мотивами ЗИС-110.

Однако самой важной концепцией «Кортежа» является то, что автомобили должны будут появиться в свободной продаже (естественно в несколько измененной комплектации). При этом статус обязывает, что лимузин не являлся переделанной серийной моделью, пусть даже такая переработка и будет весьма существенной.

Однако, в отличии от последнего королевские автомобили намного выше шире и длинней. Основные мощности по созданию и сборке президентских лимузинов должны были размещаться на новом производстве ОАО МосАвтоЗИЛ. Первоначальный проект в качестве базового силового агрегата для правительственного лимузина рассматривал немецкий дизельный RED A03 (6,0л, V12), который был создан российским ученым В. Райхлиным.

От выбора подходящих тормозных колодок для автомобиля напрямую зависит безопасность водителя и пассажиров. После рестайлинга у собранного в Калуге седана Citroen C4 в топовой версии Shine Ultimate появилась полностью светодиодная оптика с функцией освещения поворотов! Но это далеко не единственное изменение — калужский C4 обзавелся новыми силовыми агрегатами и опциями, и чтобы оценить их, нам пришлось взять на тест сразу три седана в разных версиях.

Однако есть свод правил, который поможет выявить значительную часть технических проблем с «железным конем». Однако со временем вернулись и патриотические акценты.

Логичный подход поддерживал и рынок, на котором обозначилась если не мода, то симпатия к российским продуктам, даже отчасти гордость. Возник запрос на отечественный представительский автомобиль. Что и для кого мы сделаем? Модели 114 и 4104 — яркий тому пример. Да и сам завод сегодня едва ли в силах принять такой вызов, как новая оригинальная модель высшего класса. Понятный и практикуемый сегодня вариант. Мы предлагали потратить в десять раз больше денег, но при этом отработать производство новой платформы.

Проект «Кортеж»: на чем поедет президент

Причем мы с самого начала предлагали не единственный автомобиль, а семейство. Что касается собственно типа автомобилей, то шли мы, конечно же, от потребностей основного заказчика.

Проблема в том, что все машины сопровождения заметно проигрывают лидеру. А ведь нужны автомобили, способные угнаться за лимузином и обладающие соответствующими устойчивостью и управляемостью. Полноприводную, способную реализовать возможности самых мощных двигателей, рассчитанную и на кузов минивэна, и на удлиненный лимузин, и на седан люкс-класса, и на крупный вседорожник.

При этом, понимая, что мы не можем быстро спроектировать весь автомобиль с нуля, выделяем несколько ключевых компетенций, которые будут характеризовать продукт как российский. Мы проработаем пять этих направлений и там, где это потребуется, привлечем к работе партнеров.

Мы оповестили буквально всех дизайнеров, поиск идей и концепции проходил максимально публично, в Интернете, с участием и российских, и зарубежных стилистов. Первое — вариации и современное прочтение темы ЗИСов. Второе — то же самое, но про ЗИЛ. Третье — заимствование стилистики классических европейских топ-моделей: «Бентли» и «Роллс-Ройса».

После первоначального отсева осталось 25 проектов, которые мы показали министру. Из них отобрали восемь скетчей для представления президенту — кстати, в подборку вошли все пять направлений.

Чтобы облик не был тяжеловесным, пошли на всякие уловки, изменение визуальных пропорций, сглаживание углов и т. д. — и добились: все, кто впервые видят лимузин, не верят в цифры его размеров. К этому моменту помимо отработки стиля удалось подготовить и бизнес-план: мы предусмотрели механизм возврата государственных денег в бюджет!

Несколько совещаний, заседаний — и в бюджете страны, кажется, впервые появилась строчка: «Научно-исследовательские работы, автопром». Поэтому 22 января все три макета «Кортежа» доставили в Ново-Огарево, где их осмотрел президент. Даты мы уточним к концу этого года, когда уже будут контракты, утвержденная смета… Сделаем доклад обо всех сроках.

По всем международным стандартам это сегодня выглядит так. Автомобиль полностью собирается, рассчитывается и испытывается в цифре — с помощью компьютерного моделирования. Но об этом — в следующих сериях проекта «Кортеж». Наш автомобиль, пожалуй, самый большой в мире, даже крупнее «Фантома», — и это очень серьезный вызов для дизайнеров. Соответственно, объем выпуска представительских автомобилей резко ограничили, и для ЗИЛа это была технологическая катастрофа.