Полковник Сандлер, капитан парохода и администрация порта рассчитывали массой воды подавить пожар в трюме «Форт-Стайкина»

Полковник Сандлер, капитан парохода и администрация порта рассчитывали массой воды подавить пожар в трюме «Форт-Стайкина». Рассмотрены вопросы развития и тушения пожаров на этих видах транспорта.


На нём имеются стационарные автоматические системы обнаружения и тушения пожара. Однако, как показывает практика, они не всегда находятся в исправном состоянии, и при возникновении пожара не могут выполнять своё предназначение.

В настоящей книге приведены новейшие разработки в области противопожарной защиты водного, воздушного, автомобильного и железнодорожного транспорта, метрополитена. Транспортные средства являются важной частью в экономической системе населённых пунктов, государств и всего мира. Наземный, водный и воздушный транспорт выполняют важные экономические функции.

Взрыв исковеркал и обратил в кучу лома пожарные машины

На их долю приходится основная часть перевозимых в стране грузов и пассажиров. Пожары, происходящие на железнодорожном транспорте очень сложно тушить, поэтому они приводят к большому материальному ущербу. Особое место в транспортной системе крупных городов занимает метрополитен. Для обеспечения перевозки людей метрополитен имеет разветвленную сеть подземных сооружений с размещёнными в них техническими устройствами. В конце 20-ого столетия отмечается увеличение темпов роста строительства морских и речных судов. Одновременно с этим растут потери судов от аварий и пожаров.

Вертолётная палуба – специально предназначенная для посадки вертолётов на судно площадка, включая все сооружения, противопожарное и другое оборудование, необходимое для безопасной работы вертолётов.

Для этого на судне требовалось ввести в действие пожарные насосы, проложить от них рукавную линию со стволом в трюм и быстро подать воду в очаг пожара

Средства громкоговорящего оповещения – устройства, предназначенные для информации пассажиров и обслуживающего персонала на станции и в тоннелях. Вещание по сети громкоговорящего оповещения ведется из дикторской и с выносных постов, расположенных в вестибюле, при сходе с эскалатора, на пассажирских платформах.

Тоннельный телефон – средство связи, предназначенное для одностороннего вызова поездного диспетчера персоналом, находящимся в перегонных тоннелях и на станциях. Аванзал – пассажирское сооружение, располагаемое между залом станции и вестибюлем либо в пересадочных сооружениях станции. Может использоваться для проникновения и подачи огнетушащих веществ в машинный зал эскалаторов и наклонный тоннель.

В условиях пожара способно гореть без доступа воздуха, в том числе и под водой. При повышении давления горение способно перейти в детонацию (взрыв). Опасная зона – зона аварии, в пределах которой имеется угроза поражения от взрыва, пожара, отравления, облучения, ожогов, обморожения людей и животных.

Изучение данных аварийной статистики показало, что до 70 % всех судовых пожаров приходится на случаи стоянки судов в портах или на заводах во время ремонта. Около полудня 12 апреля в морской порт Бомбея прибыло грузовое судно»Форт-Стайкин». Из трюма парохода выбивался серо-черный дым. Попытки экипажа судна самостоятельно ликвидировать очаг пожара ни к чему не привели. К тому же надо отметить, что их тактические действия носили малоквалифицированный характер, не на высоте оказался и полковник Сандлер как руководитель тушения пожара.

Полковник Сандлер вызвал на пожар весь резерв, которым располагал, еще восемь пожарных автонасосов и автоцистерн. В люки трюма было введено дополнительно несколько стволов, вода затопляла помещение, но горение становилось все интенсивнее.

Поэтому при пожарах спрессованные кипы надо разбивать и растаскивать, обильно проливать водой каждый клочок хлопка. Он заключается в том, что в воду, подаваемую пожарными машинами, вводят специальные химические вещества – смачиватели. Ведь он знал о смертоносном грузе в горящем трюме и, будучи лицом, ответственным за безопасность судна, должен был осуществить необходимые действия по предотвращению катастрофы.

Гул в трюме нарастал, начала вибрировать палуба. В 16 часов 6 минут чудовищный взрыв потряс порт и город – это взлетел на воздух «Форт-Стайкин». В мгновение разнесенное на части судно исчезло в дыму и пламени. Взрывная волна прокатилась по всей территории порта, сокрушая все на своем пути. Погибли все находившиеся на палубе парохода и на пирсе, в том числе и пожарные. В 16 часов 33 минуты последовал еще более мощный взрыв кормовой части парохода.

Рабочие, воинские части, экипажи морских судов, сохранившаяся в городе пожарная техника были брошены на защиту Бомбея. Чтобы не допустить распространения пожара из порта на город, было решено создать противопожарный разрыв шириной 500 метров.

Можно сделать только один безошибочный вывод: пожар мог быть ликвидирован в начальной стадии его развития. Развитию пожара до катастрофического способствовали и неумелые действия руководителя тушения пожара. В его состав вводятся капитан судна и представители порта. Штаб возглавляет руководитель пожаротушения. Убито было 1500 и ранено более 3000 человек. Это только те жертвы, которые официально зарегистрировали морги и больницы города.

Сумма ущерба, причиненного взрывом «Форт-Стайкина» и последующим пожаром, составила ориентировочно 1,5 миллиарда долларов. Статистика свидетельствует, что только в результате пожаров в мире ежегодно погибает 40 – 50 судов (лайнеры, сухогрузы, танкеры). Современная пожарная техника позволяет ликвидировать многие пожары, особенно если тушение начато своевременно.

Гузчики приступили к работе в 8 часов утра. Когда сняли люковые крышки, увидели струю дыма, пробивавшуюся между бортом и штабелем мешков с удобрением. Он приказал задраить трюм и пустить в него пар. Это было в 8 часов 20 минут. Через несколько минут люковые крышки были сорваны, из трюма показались зловещие оранжевые языки пламени.

В связи с этим особое значение имеют вопросы обеспечения безопасности пассажиров, обслуживающего персонала метрополитена и участников тушения пожара. Метрополитен обладает высокой пожарной опасностью и тушение пожаров в его подземных сооружениях является очень сложным, трудоёмким и опасным процессом. Точная причина возникновения пожара в трюме «Форт-Стайкина» не установлена.